На главную страницу
На главную страницу
   
 

 

  РОССИЙСКИЕ фридайверы




версия для печати Фридайверы »  РОССИЙСКИЕ фридайверы »  Новиков Константин » 

 Подводная фотоохота

Автор: Burunday
предыдущая статья предыдущая   
 тематика: Техники

Фотосессия на одном дыхании.

Авторы: Наталья Червякова и Константин Новиков. Фотографии авторов.

 

увеличить

Под водой. Затаив дыхание, еще раз нажать на кнопку спуска. Еще можно терпеть. Сменить ракурс. За глотком воздуха – наверх. Пора. Перевести дыхание. Расслабить тело. Вдохнуть полной грудью. Задержка. Нырок. Это - фридайвинг с камерой в руках. Подводная фотоохота. Съемка, которую нужно провести в за одну-две минуты, включая выход на исходную позицию и возвращение на поверхность

 

Интересно, что те, кто ныряют с баллоном за спиной и те, кто с задержкой дыхания видят и чувствуют подводный мир немного по-разному. И в том и в другом случае есть свои преимущества и свои сложности, о которых можно было бы отдельно поговорить, но нам сейчас важно, что и те, и другие способны запечатлеть на пленке или цифровой матрице красоту и грацию водного мира.

Итак, кто же они – фотоохотники?

Многие, впервые увидев красоту тропического моря, разноцветье кораллового рифа и его обитателей, будучи в отпуске, далеко от дома, сразу принимают решение запечатлеть увиденное, привезти кусочек этой красоты домой, поделиться с родными и близкими. И вот уже увлеченный фотоохотник с маской, трубкой, забоксированным фотоаппаратом в руках, вспенивая ластами воду, часами ловит в объектив пестрых рыбок, на поверхности воды. Таковых - большинство! Искушенный  ныряльщик, отведавший глубины, почувствовавший динамику длинных ласт или моноласты, тоже не всегда погружен в себя. Радость,  восхищение, умиротворенность от созерцания окружающей природы ему ведь тоже не чуждо. И вот он уже с фотокамерой, и вот уже есть, на что поглядеть долгими зимними вечерами, вспоминая прекрасные минуты единения с морем. Или вот еще: море - как известно, не зоопарк. Ситуация меняется очень быстро. К примеру: вдруг неподалеку от дайв-бота заветная китовая акула, или редкая рыба-луна. Начни копаться с аквалангом и время будет потеряно… Да и к чему он! Камеру в руки и в воду! И вот уже опытный подводный фотограф-аквалангист становится фотоохотником. Есть еще такая категория людей – подводные охотники, мучимые угрызениями совести, когда они убивают рыб. Назовём это «перезрелый охотник». А что делать, если процесс продолжает волновать, а результат в виде тушек на кукане не радует? В подводной охоте есть элемент азарта. Интересно искать, выслеживать, ожидать и предчувствовать, еще интереснее потом поделиться впечатлениями с понимающими тебя людьми, похвастать трофеем. Но как совместить азарт охотника и умиротворенность, любовь к созерцанию ныряльщика, да  еще нелюбовь убивать, кого бы то ни было? Выход один: брать в руки фотокамеру, нырять и стараться добыть в такой охоте трофей в виде живописного кадра.

Много снимают инструкторы по фридайвингу и подводной охоте. У них прикладные задачи: показать курсантам их ошибки, или наоборот правильную технику, или условия обитания объектов охоты. И порой получается вполне художественно.

Фото- и видеосъемка в режиме апное – захватывающий процесс, равно как и сам фридайвинг.

Но, как говорится, есть нюанс… 

 

увеличить

 Особенности фотоохоты

 

Погружение с задержкой дыхания дает высокую мобильность. Когда нет за плечами акваланга, сковывающего движения, а на ногах длинные ласты (по сравнению с дайверскими «коротышами» фридайверские или охотничьи «хвосты» – это настоящие ласты-скороходы), можно передвигаться очень быстро и при этом расслабленно, экономично, да еще к тому же и тихо. Все морские и пресноводные обитатели меньше сторонятся или боятся человека, не пускающего пузыри воздуха. Съемка в режиме фридайвинга незаменима, когда есть возможность поплавать в стае дельфинов, касаток, мант, китов или китовых акул. В конце концов, подплыть поближе к какой-нибудь рыбе. Реально снять животных с очень короткой дистанции, почти вплотную.

Тем не менее, выбирая сюжеты для фотоохоты лучше не настраиваться на макросъёмку: мелкие животные требуют обычно длительной, малоподвижной и сосредоточенной возни с ними. Эффективнее запечатлеть каких-нибудь крупных животных или подводные красоты с участием модели.

НО:

Фридайвинг подразумевает под собой, что погружение происходит с задержкой дыхания без какого-либо дополнительного запаса воздуха, не считая собственно лёгких. Это значит, что ныряльщик может провести под водой ограниченное количество времени, измеряемое секундами или минутами – в зависимости от тренированности, глубины, психического и физического состояния и еще разных факторов. Итак, одно из главных, с чем приходится считаться фотоохотнику – это предел по времени. Даже если уже получается свободно плавать и не бояться не дышать минуту-другую, то взяв в руки фотоаппарат или видеокамеру, надо быть готовым к тому, что это время сильно сократится. Подводная съемка требует большего расхода кислорода, чем расслабленное плавание, погруженного в себя фридайвера, особенно если размеры бокса далеко выходят за пределы понятия «компактный». Этот «дополнительный» кислород потребляют в первую очередь клетки головного мозга – мыслительные процессы всегда энергозатратны. Кроме того, больше мышц тела включаются при плавании и съемке камерой: мышцы рук, ног, спины, шеи. Чем объёмнее бокс со всеми вспышками, штангами, фонарями, тем больше усилий необходимо приложить. 

 

увеличить

Оборудование

Итак, еще одна важная особенность фотоохоты – это размер и форма съемочной техники. Одно дело, когда в руках – компактная «мыльница», не влияющая ни на плавучесть фридайвера, ни на скорость и удобство его перемещений. Совсем другое, когда появляются «руки» для дополнительного освещения, вспышки и видеосвет, а компакт замещается «зеркалкой» в солидном боксе. Прежде всего необходимо подумать о плавучести агрегата. Идеально, чтобы она была нейтральной, а вспышки/фонари не перевешивали в воде сам бокс. В противном случае на вертикальные перемещения будет тратиться дополнительная энергия, и при съемке камеру будет заваливать, не говоря уж о том, что тяжёлый под водой бокс может стать причиной несчастного случая или потери техники.  Если при съёмке с аквалангом отдаётся предпочтение длинным «рукам» для вспышек/видеосвета, то ради удачной фотоохоты эту позицию лучше бы пересмотреть. Длинные, из нескольких секций «руки» непременно будут выворачиваться при быстром плавании. Чем больше подвижных сочленений, тем больше степеней свободы, тем дольше выстраивать свет перед съемкой, а на это на задержке дыхания не так уж много времени. Тугая затяжка зажимов – тоже не панацея: не слишком обтекаемой формы вспышки и фонари все равно смещаются под напором токов воды. Поэтому «руки» лучше укоротить, сократив количество сочленений, а винты зажимов не затягивать туго, чтобы не тратить драгоценные секунды на их ослабление. При съемках на мелководье можно от вспышек вообще отказаться – хорошее естественное освещение зачастую лучше искуственного. Для любых перемещений в толще воды нужно найти то оптимальное положение камеры по отношению к своему телу, при котором возможно быстро уйти под воду и преодалеть некоторое расстояние. Будет ли бокс в вытянутых над головой руках, или вдоль туловища, или прижат к животу – каждый фотоохотник должен найти свое.  

 

увеличить

Продолжая тему оборудования и снаряжения, нужно отметить, что большой разницы в его подборе между фридайвером или охотником и фотоохотником нет, за исключением ласт. О них надо немного поговорить отдельно.

Для фотоохоты не удобны слишком длинные и мягкие ласты, изготовленные специально для фридайверов. Они не дадут необходимой маневренности фотографу/оператору, а при наличии широкого угла объектива будут время от времени лезть в кадр. Охотничьи ласты жесткие и узкие; они маневренные, но не устойчивые. Однако кое-что из линейки охотничьих ласт фотоохотнику все же выбрать можно. Для съёмочных задач лучше всего подобрать маневренные ласты средней жесткости или немного мягче и длиной лопасти около 770 мм. Этим требованиям отвечают некоторые модели, которые уже много лет для фридайверов и охотников изготавливает Андрей Лагутин (Украина). Подойдут и не очень жесткие лопасти фридайверских ласт фирм Omer или Beuchat.

Снимать в моноласте можно, но не очень удобно и очень рискованно – ласту можно в прямом смысле порвать, когда потребуется придать своему телу какое-то особое положение для лучшего ракурса. Моноласта идеальна для скоростного плавания, но не удобна при мелком маневрировании на месте. Для того, чтобы занимать устойчивые статичные позы под водой нужны две независимые друг от друга ноги.

Малоэффективны ласты для дайверов. Большая часть из них расчитана на неторопливое и длительное плавание с баллоном со средней или минимальной нагрузкой на ноги. Тогда как фридайверские или охотничьи ласты должны быть достаточно эффективными, чтобы при коротком, но мощном мышечном усилии дать возможность максимально быстро уйти с поверхности и выгрести с глубины. 

 

увеличить

Тем не менее для начала вполне хороши «дайверские» ласты с закрытой пяткой Mares Avanti Quattra, Stratos или Дельфин. Эти же модели можно использовать в труднопроходимых дебрях пресноводных водоемов. Ласты желательны с одинаковой жесткостью при гребке вперед и назад. Переменной жёсткостью отличаются ласты Idea. Нагрузка при движении ногой вперед и назад в этих ластах неравнозначна, в результате трудно эффективно плыть, держа горизонт или вертикаль. Натренировавшись грести в ластах типа Idea, приходится переучиваться при смене их на любые фридайверские или охотничьи ласты – неравномерное распределение нагрузки во время движения уводит тело по неправильной траектории. Кроме этого в них при гребке ногой вперед очень быстро устает квадрицепс (комплекс мышц передней поверхности бедра) и мышцы передней поверхности голени.

 

Плавучесть

Подбор грузов – ответственный момент для каждого фридайвера и охотника. Вес определяется, как правило, опытным путем и так, чтобы нейтральная плавучесть была на основной рабочей глубине, при этом на поверхности – положительная. Если, скажем, планируется снимать в основном на глубине пять метров, то груза нужно столько, чтобы нырнув на пять метров, человек мог расслабленно «зависнуть» в нейтральной плавучести на фото-сессии, концентрируясь на процессе, а не бороться с архимедовой силой или силой тяжести. Совершенно недопустима сильно отрицательная плавучесть. Выбор комфортной или рабочей глубины очень индивидуален и зависит от опыта и личных ощущений. Что касается распределения грузов на теле – основное это постараться сблизить центр тяжести с центром плавучести, чтобы не тратить много сил на поддержание необходимого положения тела в воде. В этом случае лучше отказаться от фридайверских шейных грузов.

Идеально, если бокс с камерой вывешен в ноль, т.е. имеет нейтральную плавучесть. Даже небольшая отрицательная или положительная плавучесть техники требует дополнительных мышечных усилий, а значит – лишних затрат кислорода. Результат – сокращение времени под водой. Если же нет возможности скомпенсировать бокс в достаточной степени, то подбирать груза лучше с учетом веса техники в воде.

Не следует забывать, что бокс любого размера и плавучести можно случайно выпустить из рук и потерять. 

 

увеличить

Помимо грамотно подобранного снаряжения,  тренированности и выносливости тела фотоохотника, хорошей техники ныряния и плавания, способности эффективно расходовать энергию, расслабляя ненужные для работы мышцы и напрягая необходимые, очень важно психо-эмоциональное состояние человека. От того, на сколько положительны, «правильны» и спокойны мысли фотоохотника, будет зависеть продолжительность его пребывания в состоянии апноэ. Зачастую, человек, увлеченный фридайвингом, не может понять, что значит расслабиться, не думать о времени, не ждать с ужасом, когда накатит волна удушья и дискомфорта во всем теле. Сильные духом терпят, борются со стихией и собой. Но для людей склонных к творчеству эта проблема быстро решается, стоит взять в руки камеру – человек отвлекается от плохих мыслей и концентрируется на процессе, ход времени меняется. Но тут есть и обратная сторона медали, нужно не терять связи со своим телом. Необходимо помнить, что кислород нужен каждой клеточке нашего организма каждый момент времени, и возвращаться на поверхность все равно придется.

 

Съёмка в режиме апное очень напоминает такую разновидность шахмат как «блиц», в которой время на обдумывание ограничивается несколькими минутами на партию. Нужно как можно быстрее отстроить кадр (а так же выставить свет, если таковой имеется) и по возможности сделать несколько дублей или снять какой-то видеоряд. На продумывание содержания и компановки картинки под водой нет времени, поэтому лучше делать это, лежа на поверхности воды и готовясь к очередному заныру. Под воду уходить уже с ясным представлением о композиции, смысловой нагрузке и техническом исполнении. Часто бывает полезно сделать несколько пробных кадров перед «рабочей» съёмкой, чтобы правильно подобрать экспозицию при данном освещении. Такой подход одинаково справедлив для операторов и фотографов, а также для всего размерного ряда съемочной техники: от компактных камер до габаритных монстров.

Если для реализации творческого потенциала требуется модель в кадре, то необходимо обсудить с ней в деталях воплощение задуманного. Должна она плыть или замереть; куда смотреть, каково положение рук и всего тела; расположение относительно фотографа и что из желаемого она может сделать. А может быть фотоохота предполагает, что фотограф/оператор сам должен ловить удачные моменты?

Так же как фридайвинг дает заядлому дайверу массу новых ощущений, так и съёмка c задержкой дыхания даст бывалым подводным/наземным фотографам и видео-операторам большое количество новых сюжетов и проектов. Интересно снимать «своих» же: фридайверов или охотников. Когда человек «в теме», он может особенным образом передать настроение, процесс, красоту и грацию своих моделей. Кроме этого в некоторых случаях необходима высокая скорость и маневренность снимающего или его «бесшумность». Разумеется, есть профессионалы, фотографирующие фридайверов и с баллоном за спиной: Тодд Эссик (Todd Essick, США), Петр Ваверка (Petr Vaverka, Чехия) и некоторые другие. Но ведь каждому из нас интересен не только результат съёмки, но и процесс…

НО:

Еще один момент, который необходимо учитывать фотоохотнику – предел по глубине. Совершенно очевидно, что на мелководье заниматься фото- и видеосъемкой комфортнее, чем на глубине 15-20 метров. Можно нырять с задержкой дыхания в бездну на многие десятки метров, но для творчества ограничится меньшими глубинами. Задача ведь не только сходить «туда и обратно», но и провести (активно провести) некоторое время «там». Глубина должна быть так же и комфортной для снимающего. Не даст хорошего результата фотосессия, когда фотограф только и думает, что залез слишком глубоко и как поскорее бы вернуться к солнечному свету. Плюс освещение под водой: чем глубже, тем темнее и синее. Если нет выносного света или светофильтров, объекты на съемках получаются неприглядного серо-синего цвета, а кожа людей отличается синюшностью. Естественнее всего и привлекательнее выглядит мелководье с аккуратно подсвеченным главным объектом. 

 

увеличить

Фотоохота и безопасность

Ныряя под воду затаив дыхание, с фотоаппаратом, так же как и без него нельзя забывать о технике безопасности. Вода дает нам силы, положительные эмоции, новые ощущения, подталкивает к творчеству и дает новые образы и сюжеты, однако вода – источник опасности для человека, созданного для жизни на земле. Существуют правила безопасности фридайвинга, они все применимы и к фотографам, может быть с небольшими поправками и дополнениями:

 

Фотокамера в руках, наличие объекта фотоохоты, желание заполучить желанный трофей рождают азарт. Азарт – наш помощник и враг одновременно. Увлекшись фотографированием можно позабыть о времени и глубине, поэтому очень важно подстраховать себя самому и организовать страховку со стороны.

Если вы легко переносите недостаток кислорода, не забывайте на наручном компьютере выставить сигнал, информирующий вас о достижении нужной глубины и критического времени.

Страхующий фридайвер с поверхности будет следить за вашими перемещениями под водой, встретит на всплытии, поймает трубку или камеру, если вы их выроните. Нырять в одиночку крайне опасно, но не забудьте договориться с помощником о том, чтобы он не влезал в кадр, если это не нужно. Если вы снимаете модель-фридавера, то конечно, в идеале, иметь страхующего фридайвера для вас и для модели. Однако зачастую – это утопия. Выходом из этой ситуации может быть правильный выбор модели. Помимо прочего (умение держаться под водой, красиво плавать, выполнять задумки фотографа, длинных ног, красивого лица и пр.) выбирайте на эту роль человека, тренированного, так же как и вы или лучше. Это позволит использовать модель для страховки. Вы потратите больше сил при фотографировании, чем фридайвер, которого вы фотографируете. Стало быть, договоритесь с ним, чтобы он был рядом, когда вы идете наверх, помните, что самая опасная зона – последние метры и первый вдох на поверхности.

Используйте буй на поверхности. В судоходных местах это предотвратит наезд на вас лодки или гидроцикла. На буй можно прицепить камеру, когда вы разныриваетесь или отдыхаете.

Если фотоохотитесь в мутной воде помните,  что скорость движения не должна быть выше дистанции видимости, смотрите по сторонам, а при всплытии вверх, чтобы избежать столкновений с препятствиями. Не забывайте нож.

Давайте своему организму полноценный отдых между погружениями, даже если рискуете упустить замечательный сюжет. Старайтесь, чтобы время на поверхности втрое превышало время апноэ.

Всегда будьте готовы к потерям снаряжения, возьмите с собой пару трубок (они чаще всего теряются). Запасной резиновый грузовой пояс, который лежит в вашей сумке, не даст вам потерять драгоценное время, когда надо принять решение: сбросить его или нет. И конечно, решив взять с собой под воду фотоаппарат, заранее приготовьтесь к тому, что существует возможность потерять его, и в критической ситуации бросайте его, не задумываясь. Поэтому советую не использовать дополнительных креплений на пояс или руку (для габаритных аппаратов). Помните, что ничего нет дороже вашего здоровья и жизни.

Если выронили что-то из снаряжения – не спешите за ним вниз, пока не будете готовы и уверены в своих силах, переборите первый порыв, подумайте о безопасности.

 

Фотоохотничьи угодья

Ныряют фридайверы там, где интересно и красиво, а охотники – где есть рыба. Фотографировать или снимать на видео нужно там же. Очень интересные кадры можно сделать в реках и озерах, передав азарт и специфику подводной охоты. Романтичная съёмка людей длинных ластах или моноластах получится в прозрачной воде Красного моря или Мальдив. Морские млекопитающие и крупные рыбы, как правило, подпускают фридайверов очень близко, позволяя сделать потрясающие портреты. Кому-то приглянутся потрясающие подводные ландшафты Крыма, а кто-то проведет фотосессию торосов подо льдом Белого моря.

Мир, который видит человек, ныряющий с задрежкой дыхания – удивителен и иногда своей неординарностью напоминает сюжеты картин Паскаля Лекока. Фотоохота имеет колоссальный потенциал разнообразных сюжетов, творческих подходов и технических вариаций, одновременно требуя от своих поклонников определенной подготовки.

 

Статья была опубликована в 1 номере журнала НЕПТУН за 2009 год

 



  Комментировать могут только зарегистрированные пользователи!

  Комментарии:
30/08/09 22:10  / автор: я Здорово!
Правда, фотографирование у нас по большей части связано со съёмками ныряющих товарищей на семинарах. Не рыбы, да)), зато имеет практическое приложение (самоконтроль, улучшение техники).
А что до хороших ласт - hand-made хороший делают не только на Украине, но и в Таганроге тож!
01/09/09 19:07  / автор: Burunday Так понятное дело, что свои - наиболее распространённый объекты для фотоохоты. Сам так и делаю :)
А про ласты: чем пользовались про то и пишем. А что не понравилось про то молчим :))) Вот из Таганрога не пробовали, а было бы интересно.

Copyright © 2005 Free-diving.Ru
WebDive. Top100